2.06

Содержание 2-ой Главы

"Козлёнок, который считал до десяти,

или зачем Минобрнауки вытащило маузер?"





"Чёрные мысли с четырьмя эпиграфами"



– Застрели его! – сказал он, повернувшись к Махно,

и выбросил руку в сторону Чугая. – Застрели... Это провокатор...
Махно сейчас же отскочил в свободное пространство комнаты, к двери.

Чугай торопливо зацарапал ногтями по крышке маузера,

висевшего у него под бушлатом.

Рощин попятился от стола, споткнулся и сел на диванчик.

Но оружие не было вынуто: каждый знал, что вынутое оружие должно стрелять.
...


(А.Н. Толстой, "Хождение по мукам", книга 3 "Хмурое утро")



К моему искреннему удивлению, материал под названием "Ошибка президента" неожиданно быстро получил своё продолжение в реальной, а не виртуальной, жизни. Уже 1 ноября сего года приснопамятное Минобрнауки обнародовало список так называемых "неэффективных" вузов. Эта "Табель о рангах" высших учебных заведений выложена у них на сайте (http://минобрнауки.рф/новости/2775), но помятуя, что иногда "интересные" материалы имеют тенденцию бесследно исчезать с просторов интернета, выкладываю дублирующую ссылку на pdf-файл (3 109 662 байт).


Итак, Министерство образования и науки всё-таки вытащило свой маузер. Раздастся ли "выстрел"?


Для меня до сих пор остаётся загадкой, кто, зачем, и почему именно сейчас форсировал процесс выдачи "чёрных меток" университетам страны и их филиалам, а также актуализировал новомодную идею о попадании наших вузов в "Топ-100"?


По-видимому, "ноги" формулировки указа Президента № 599 от 7 мая 2012 г. "обеспечить ... вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;…" "растут" из материалов к выступлению А.А. Фурсенко на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 18 февраля 2012 года. Вот эта фраза: "Перед нами поставлена задача вырастить несколько университетов мирового класса. Бренды лучших российских университетов должны заработать не только на национальном, но и на глобальном уровне".


Весьма странно, что задача "выращивания" университетов мирового класса внезапно всплыла в утомлённом мозгу А.А. Фурсенко только на последнем году его "деятельности" (2004-2012), накануне своего "вылета" с поста министра. Как известно, в нашей стране уже был один высокопоставленный "селекционер" – это Никита Сергеевич Хрущёв, озадачивший всю страну выращиванием "царицы полей" – кукурузы, от Белого до Чёрного морей. У кого была хотя бы тройка по истории России, должен помнить, чем дело закончилось. "Ну вот, теперь и он – гад, и я не Ростропович".


Скорость, с которой был осуществлён этот блиц-мониторинг вузов (на основе поданных самими(!) вузами данных), лично у меня вызвал неподдельную оторопь. Зная (по своему многолетнему опыту отработки запросов из Минобрнауки) насколько неповоротлива вся эта "машины правды", я не могу понять, кто тот "автор" могучего "пинка", из-за которого вся эта свора чиновников так зашевелилась? Почему это не было сделано год назад, 5 лет, 10 лет назад, наконец? Что же произошло или изменилось в 2012 году? Неужели сбывается проклятие племени Майя? Но самое смешное, что ежегодная отчетность государственных вузов перед Министерством, состоящая из нескольких десятков таблиц с огромным числом показателей, содержит почти все индикаторы из их "нового" допросника. Если клерки Минобрнауки или их IT-пацаны не могут "вытащить" эти данные из уже имеющихся отчетов вузов, то может быть этому уважающему себя ведомству не "мебель передвигать, а поменять девочек?"




"Дурак может за час задать больше вопросов,

чем умный ответить за семь лет"


("A fool may ask more questions in an hour

than a wise man can answer in seven years")


(английская поговорка)


Ещё один момент. Почему-то обсуждение спущенной сверху директивы – войти в "Топ-100" некоего безымянного мирового рейтинга для пока неназванной великолепной пятёрки университетов России, происходит с очень серьёзным и умным выражением на чиновничьих лицах. Особо умиляет готовность некоторых руководителей университетов рапортовать о своем желании тут же "туды" попасть. За деньги разумеется.


Зададим немного странный в этом контексте вопрос: "Когда мы были чемпионами Европы по футболу?" Ответ: в 1960 году, т.е. 52 года назад. Заметим кстати, что первый и последний успех был достигнут в отсутствии сборных Англии, Бельгии, ФРГ, Италии, Голландии и др., бойкотировавших этот чемпионат.


Лично я уверен, что нашим футболистам никогда не придётся носить медали чемпионов Европы, а уж тем более, медали чемпионов мира. И 2018 год даже вместе с Самим Владимиром Владимировичем нам не поможет. Потому, что "не климат". В прямом и переносном смыслах. Настоящие "мастера кожаного мяча" формируются в глубоком детстве, а подлинный профессионализм шлифуется на хороших полях, в соответствующем окружении (материальном, техническом, персональном, каком угодно).


И если вы всю жизнь играете на "полях", которые таковыми могут называться весьма приблизительно, когда лето у нас – только три месяца, а иногда, и три дня, которые вы проболели, когда из спортинвентаря у вас кривой турник, а из средств восстановления – душ с полутёплой водой, то с чего бы это вы вдруг заиграете, хотя бы, в четверть марадоны? А набитые под завязку варягами-иноземцами, вместо самородков из российской глубинки, российские футбольные клубы? А московская уверенность, что в Чемпионате России должны играть только Москва, Питер, максимум Казань, а не какие-нибудь там владивостоки или томски, до которых так долго и дорого добираться?


Кто знает, сколько денег "вбухано" в российский бизнес-проект под названием "футбол" за последнее десятилетие? Десятки миллиардов рублей, как минимум. А где результат – великие победы наших "профессионалов"? "Где деньги, Зин?"


Всё сказанное в отношении футбола в полной мере относится к сфере образования и науки. Предыдущий "тренер" российской сборной по образованию и науке впишет свое имя "А.А. Фурсенко" в историю, как человек, окончательно и бесславно доразваливший систему школьного образования своими ЕГЭнизирующими экспериментами, а стало быть, нанёсший непоправимый, и до конца ещё не осознанный, ущерб системе высшего образования. И в этих условиях появляется некая "глобальная" цель – добровольно и с охотой улечься в прокрустово ложе мировых университетских рейтингов. Если кто подзабыл древнегреческие мифы, то разбойник Полипемон, по кличке Прокруст, укладывал всех попадавших к нему на свое ложе. И тем, у кого ножки оказывались длинноватыми, он обрубал нижние конечности, а лицам ниже среднего роста, наоборот – вытягивал. Ну, не Соловей-разбойник, конечно, но для Древней Греции сойдёт.


И всё это в который раз подаётся под словесным соусом интеграции с мировой наукой и вхождения России в элитарный клуб образованнейших стран. Мы уже "присоединились" в 2003 году к Болонскому процессу, о котором почему-то ни одна министерская собака уже не вспоминает. Может быть, господа-присоединители отчитаются, что конкретно полезного нашей стране принесло это "мероприятие" за прошедшие 9 лет? Если, конечно, мы по своей наивности по-прежнему полагаем, что Министерство науки и образования работает на нужды Российской Федерации, а не является кузницей дешёвых кадров для загнивающего Запада.




"В кругах, которым я близок, мама,

слово "козел" очень обидное,
поэтому, постарайтесь в разговорах

его не употреблять."


(х/ф "Ширли-мырли", 1995)


Коррупция, разъевшая до костей все слои общества. Естественные процессы старения научных и педагогических кадров, и физическая убыль пока ещё живых профессионалов к 2020 году. Неумение высказывать свои мысли и поголовная безграмотность выпускников российских профурсенкованных школ, что превращает университеты в курсы ликвидации безграмотности, доучивающие или переучивающие выпускаемый этими школами "полуфабрикат". Нефтегазовая основа страны и бизнес, абсолютно незаинтересованные в каких-либо инновациях, поскольку элементарное повышение тарифов и "стрижка" оставшегося населения делают любые дополнительные попытки излишними. Целенаправленное и тщательно продуманное уничтожение остатков имиджа учителей и научных сотрудников. Тотальная промывка мозгов молодёжи многочисленными развлекательными ТВ-каналами. Вот тот "бэкграунд", на котором внезапно, молнией, сверкнула идея сравняться с лучшими университетами мира.


На мой взгляд, из этой ситуации, в которую себя загнало Минобрнауки по указке сверху, есть несколько выходов.


Выход первый"ЧЕСТНЫЙ, НО НЕРЕАЛЬНЫЙ":
признать полный провал 10-летней реформы образования, включая процесс "Болонизации", и констатировать, что в условиях подавляющей всё и вся сырьевой экономики даже лучшие вузы России НИКОГДА не войдут ни в один рейтинг "Топ-100", и поэтому нужно прекратить дурацкие и бесплодные попытки "протиснуться" туда, начав всё с нуля.


Выход второй"РЕАЛЬНЫЙ, НО САМОУБИЙСТВЕННЫЙ":
закрыть в России ВСЕ вузы, кроме 3-5 (Москва, Питер, Новосиб), и перераспределить весь оставшийся бюджет между ними, что даст им некоторый шанс через несколько лет засветиться в мировых рейтингах.

Вариант третий "ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ДО БЕЗУМИЯ":
реорганизовать Министерство образования и науки, сократив его численность как минимум на 95%, ликвидировав дублирующие друг друга департаменты, забитые всякой офисной бестолочью с охрененной по провинциальным меркам зарплатой, и оставить МОНу чисто распределительные, бухгалтерские функции.


Представим на минуточку, что из всего Минобрнауки осталось только 83 профессиональных тётки-бухгалтера по числу субъектов РФ, которые просто отслеживают денежные потоки в региональные государственные вузы. Прекратится ли в этом случае преподавательская и научно-исследовательская деятельность в нормальных, не липовых и "бумажных", ВУЗах? НЕТ!


Назовите мне хоть одного конкретного персонажа в любом вузе, кому бы Минобрнауки ПОМОГЛО в нормальном, человеческом смысле этого слова. Даже выделенные на научные исследования средства обставляются таким частоколом из ограничений, бумаг, абсолютно бессмысленных запросов и прочей нудятины, что желание заниматься этой самой наукой у нормальных людей, а особенно у молодёжи, отбивается раз и навсегда.


А то информационное изнасилование вузов, которое минобровские чиновники практикуют в извращённой форме уже на протяжении многих лет? Оно не только не прекращается, оно "падает вниз стремительным домкратом". "Задолбали отчётностью" – это самое дипломатичное и культурное высказывание интеллигентных людей, "завязанных" на этом. Безобидное английское слово "мониторинг" в кругах, к которым я близок, уже сравнялось по смыслу с перлами ненормативной русской лексики, превратившись в выражение "нас опять отмониторили по полной".


Посмотрите на томские вузы, а чего стесняться – на вузы по всей России: численность бухгалтерских, юридических и прочих ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ служб и подразделений, ВЫНУЖДЕННЫХ обслуживать запросный энурез деятелей с Люсиновской и последствия всяких идиотских законов, вроде пресловутого ФЗ-94, возрастает в геометрической прогрессии. Неужели это именно тот "учёт и контроль", на котором настаивал Владимир Ильич Ульянов (Ленин)?


Я понимаю, что Россия – это уже не прежняя "страна героев, страна писателей, страна учёных", а страна, которую захватила Золотая Орда контролёров, мытарей и надзирателей (МВД, ФСИН, ФСКН, прокуратура, КРУ, …), ничего не производящая по умолчанию, а лишь взимающая дань со всего оставшегося и покорённого ими населения, другими словами – страна окончательно и бесповоротно победившего чиновничества, бюрократии и мелких, но хорошо оплачиваемых клерков.


Но, когда же до деятелей Минобрнауки дойдёт, что их массовый суицид (но об этом можно только мечтать), либо отъезд всем министерским составом подальше на ПМЖ в какую-нибудь страну помельче (чтобы не было так жалко), будет самой лучшей поддержкой российских вузов со стороны Москвы.


Обещанные Минобрнаукой миллиарды рублей для пока неназванных супер-элитных вузов России в качестве "продовольственного пайка" по дороге в Изумрудный город "Топ-100", в частности 9 млрд. руб. в 2013 г., дело, конечно, хорошее. Правда, эта сумма каким-то удивительным образом совпадает с денежками, которые Московское правительство собирается потратить на закупку скоростных трамваев. Я уверен, что упомянутые нехилые средства будут обязательно "освоены" этими достойными, без всяких сомнений, университетами. Но всё же, как быть с проклЯтым Массачусетским технологическим институтом, занявшим в этом году в рейтинге "THE" "всего лишь" пятое место? И его бюджетом в 2011 году в размере 2,571 млрд. американских денег, что эквивалентно более чем 80 миллиардам наших любимых российских рублей? Или, скажем, Пекинским университетом с его 46-ым местом в "THE", бюджет которого составлял 160 млн. долларов США ещё четыре года назад, что является ровно половиной всех "стимуляционных" средств для наших лучших вузов на следующий год? Как же уговорить наших бледнолицых и жёлтолицых братьев, чтобы они пропустили нас вперёд в этой тесной очереди за рейтинговой морковкой?




“Plus ca change, plus c’est la meme chose”


("Чем больше перемен, тем больше

всё остаётся по-старому")


(Альфонс Карр, 1875)


Уже 2 ноября, всего лишь через сутки после опубликования упомянутой "Табели о рангах" со списком "чистых" и "нечистых" университетов и филиалов, прошла пресс-конференция заместителя Министра образования и науки кандидата технических наук Александра Алексеевича Климова.


Кто-нибудь ещё помнит случаи, когда бы высокопоставленные чиновники Правительства так срочно проводили "разъяснения" для пишущего "народа"? На мой взгляд, это не что иное, как признак некоторой паники и растерянности в Минобрнауки. По-видимому, что-то у них там не срослось, поэтому Климова в пожарном порядке отправили разъясняться с простым журналистским пиплом, который почему-то в этот раз не стал "хавать".


Ничего особо интересного на этой пресс-конференции, за исключением двух-трёх моментов, не было. Это было скучное до зевоты чиновничье выступление на 36 минут. С таким же лицом и эмоциональным состоянием можно докладывать об успехах и достижениях в сфере производства чинилок для карандашей.


Ниже я приведу расшифровку заинтересовавших лично меня фрагментов из пресс-конференции Александра Алексеевича Климова со своими комментариями.


Климов А.А.:

"Кстати, хочу сказать, что по итогам текущего года на 1 января 2012 года мы планируем второй цикл мониторинга. У нас все государственные вузы данные на 1 января 2012 года будут вводить в ту же самую систему. То есть появится база, которая позволит отследить динамику".

Мой комментарий:

Ну, во-первых, скорее всего товарищ зам. министра имел в виду не 2012, а 2013 год. Во-вторых, либо Александр Алексеевич не в курсе, что его не красит, либо аппарат Министерства его подводит: каждый год последние лет 15 ВСЕ государственные вузы отчитываются перед Министерством о результатах своей деятельности, заполняя кучу всяческих таблиц и отправляя сводный отчет в Москву до 10 февраля. Поэтому ожидание появления некой "базы" для сравнения выглядит, по меньшей мере, нелепо и смешно.



Климов А.А.:

"Я скажу следующее, что когда мы подвели итоги и просмотрели как бы (!) полученные результаты, данные, то, ну, в целом, скажем так, ничего неожиданного мы для себя там не обнаружили"

Мой комментарий:

Ребята! А на хрена тогда вы затеяли эту кутерьму, если вам и так всё было понятно??



Климов А.А.:

"Я думаю, что если вузы, которые сейчас попали в список, сделают соответствующие выводы, соответствующие предпримут действия совместно с субъектами Российской Федерации, Федеральными органами исполнительной власти, Министерством образования и науки Российской Федерации, то думаю, что мы по таким вузам ведущим (?) конечно ситуацию поправим(!) все вместе. Наша задача заключается не в том, чтобы плодить и умножать списки неэффективных вузов. Наша задача заключается в том, чтобы у нас не было неэффективных вузов. Филиалов тоже"

Мой комментарий:

Ну, в этом месте челюсть у меня просто выпала. Высший пилотаж чиновничьего мастерства: сказать кучу слов, не сказав ровным счётом ничего! Вы что-нибудь поняли? Есть ли у нас какие-нибудь компетентные органы, занимающиеся проверкой законов на коррупционную составляющую? Понимать ли "соответствующие" действия вузов совместно с субъектами Российской Федерации и Минобрнауки для "поправки" ситуации, как явный и недвусмысленный намёк вузам-неудачникам и филиалам "полюбовно" решить "проблему" и "позолотить ручку"? Не направятся ли после этих слов в Белокаменную составы с баранами и коньяком из наших горных республик?



Климов А.А.:

"Потому что мы просто фиксируем – это же диагностика, коллеги. Это как измерение температуры. Вот мы температуру померили и сказали всем, какая температура есть. … Это же диагностика, коллеги. Мы впервые это всё узнали(!) … Но, по крайней мере, мы сейчас сопоставили вузы друг с другом во всей стране, и мы понимаем, что ситуация такая. Дальше давайте вместе(!) думать о том, как нивелировать риски и повышать качество образования. У нас сейчас есть экран, на котором мы видим изменение. И это я считаю большое достижение на сегодняшний день"

Мой комментарий:

А вот тут "свидетель" начал путаться в "показаниях". Так всё-таки, вы "ничего неожиданного не обнаружили" (см. выше) или "впервые это всё узнали"? Одно из двух. А эта фраза "Дальше давайте вместе думать …"! Вам уже 50000 поправок вносили в проект закона об образовании. Сколько вы учли? 10? Неплохая "совместная" работа! Кстати, насчёт температуры. Когда врач ставит градусник больному в нужное место и присматривает, чтобы рядом с ним не было стакана с кипятком для искусственного "поднятия градуса" – это одна ситуация. А когда сам больной сообщает доктору свою температуру, что как раз и было в данном случае – это всё-таки несколько другой вариант.



Климов А.А.:

"Значит эта практика (мониторинг эффективности) теперь будет постоянной, пока существует Министерство образования и науки Российской Федерации. Ежегодно на первое января мы будем собирать данные. Я думаю, что для этого потребуется не меньше трёх месяцев для того, чтобы подвести итоги работы"

Мой комментарий:

Пипец! То есть издевательство над вузами в виде постоянного мониторинга и проверки на "вшивость" будут продолжены. Чёрт бы побрал всех вас и ваших домочадцев! Единственное, что успокаивает, так это обмолвка "… пока существует Министерство образования и науки". Может быть, и настанут такие времена, когда этого "нароста" на теле вузовского трудового народа не будет! "Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе".




Подводя итог, и продолжив медицинскую терминологию, использованную выше тов. Климовым, скажу, что в очередной раз потуги Минобрнауки "хотеть, как лучше" напоминают попытки лечить аспирином перелом конечностей. Конечный результат – отсутствие результата в ближайшем будущем, очевиден…



Послесловие


Из всех томских вузов "неэффективным" признан единственный – Томский государственный педагогический университет. Мне не очень интересно, по каким-таким критериям Минобрнауки зачислило ТГПУ в "двоечники". Лично для меня достаточно знать о том, что Одинцов Сергей Дмитриевич – профессор ТГПУ, "закрывает" один (!!) почти 11% от числа цитирований статей ВСЕХ томских учёных. И если ТАКОЙ вуз имеет "признаки неэффективности", то либо я полный дурак, либо ж..а пишется с двумя "п".


Минобровцы! Мониторьте дальше, может быть что-нибудь себе отмониторите, дай-то Бог!




© 2012. В.И. Карнышев



 ОГЛАВЛЕНИЕ                     Следующий раздел


"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро, , 2014

Яндекс.Метрика